Цветовой круг для визажиста – как партитура для музыканта. Им пользуются все специалисты, работающие с цветом: художники, архитекторы, дизайнеры тканей, одежды, интерьера. Цветовой круг помогает понять происхождение цветов (например, оранжевый = красный + желтый и так далее), их классификацию (теплый, холодный) и научиться применять различные цветовые комбинации.
В природе существует три основных или «первичных» цвета, которые нельзя получить путем смешивания других цветов – это красный, синий и желтый. Они находятся в центре цветового круга. Все остальные цвета являются производными от них. «Вторичные» цвета получаются путем смешивания основных цветов – это оранжевый, зеленый и фиолетовый. Затем, смешивая «вторичные» цвета между собой и с основными цветами, мы получаем цвета третьего порядка. Таким образом, создается цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность та же, что и в радуге. Конечно, оттенков существует великое множество, гораздо больше, чем двенадцать, но именно эти цвета составляют основу цветового круга, и их вполне достаточно для того, чтобы понять принцип работы с цветом.
Теплые цвета (от красного через оранжевый и желтый до желто-зеленого) занимают правый полукруг.
Холодные цвета (от зеленого через синий и фиолетовый до красно-фиолетового) занимают левый полукруг.
Нейтральные цвета – серые, бежевые, коричневые. Однако они тоже могут принимать тот или иной оттенок и быть теплыми или холодными.
Дополнительные (или максимально контрастные цвета) – это цвета, противоположные друг другу по цветовому кругу (например, красный – зеленый, оранжевый – синий). Эти цвета считаются наиболее гармоничными и максимально подчеркивающими яркость друг друга.
Гармония цветовых сочетаний
Чтобы выглядеть стильно, необходимо не только знать свои цвета, но и уметь их комбинировать. Характер образа, создаваемый цветом, изменяется в зависимости от сочетания с другими цветами. В костюме, как правило, используют не более трёх самостоятельных цветов (пёстрые, многоцветные ткани в данном случае не в счёт). Один из них является базовым и имеет большую площадь, второй служит дополнением или же более ярким пятном. Если присутствует третий цвет, то он выступает в роли акцента, центра композиции и в процентном соотношении занимает меньшую площадь.
Гармоничными можно считать такие сочетания, в которых цвета усиливают и дополняют друг друга, а их количественное соотношение сбалансированно и уравновешенно. В основе цветовой композиции костюма лежат принципы гармоничного расположения цветов по кругу, а также их взаимосвязь внутри этого цветового круга.
Монохроматическое сочетание включает оттенки одного цвета, от светлых тонов до самых тёмных. Например, костюм, решённый в коричневой гамме, где присутствуют кремовый, бежевый, шоколадный. Главное, чтобы все оттенки и нюансы цвета были «созвучны» (чтобы красновато-коричневые тона не «спорили» с желтовато- или серовато-коричневыми).
Комплиментарное сочетание – соединение контрастных (их ещё называют дополнительными) цветов, т.е. таких, которые в цветовом круге находятся друг против друга. Существует три основных пары дополнительных цветов: красный – зелёный, оранжевый – синий, жёлтый – фиолетовый. Комплиментарные цвета усиливают насыщенность друг друга, привлекают внимание. В костюме это всегда выглядит ярко, смело, динамично. Контраст дополнительных цветов может быть смягчён, если взять не чистые цвета, а их оттенки. Так, комбинация синего с оранжевым будет выглядеть спокойнее в варианте голубой – светло-коричневый. Если человеку не к лицу яркий контраст жёлтого с фиолетовым, можно попробовать приглушённое сочетание песочного с сиреневым.
Использование близких, родственных цветов – тех, что соседствуют друг с другом в цветовом круге, делает образ мягким и спокойным. Примером может служить костюм, выдержанный в такой гамме: коричневый – оливковый – золотистый или голубой – синий – фиолетовый.
Ахроматическое сочетание – белый, серый, чёрный – всегда смотрится строго, лаконично. Чёрный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с чёрным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов. С ахроматическими цветами гармонируют все цвета спектра.
Индивидуальность стиля и выразительность образа зависят прежде всего от умения найти внутреннее согласие между тем, что нравится, и тем, что подходит. Зная и умело подавая свои природные данные, мы и создаём собственный неповторимый стиль.
Теория цветовых типов
Огромную роль в подборе цветовой гаммы для того или иного человека играет цвет радужной оболочки его глаз, цвет и оттенок кожи, волос, контрастность (насколько велика разница между цветом волос и кожей, радужной оболочкой и белком глаз). Важен также цвет губ и его насыщенность. Все эти показатели определяют цветовой тип человека. Существует 4 основных типа: 2 теплых и 2 холодных. Холодные – «лето» и «зима». Теплые – «весна» и «осень». Эта классификация помогает выявлять наиболее выигрышные цвета, подбирать одежду и макияж в соответствии со своим типом, а следовательно, лучше выглядеть. Если для весеннего типа подойдут теплые, свежие, чистые цвета, то для осеннего лучше выбирать насыщенные теплые, а для летнего – холодные приглушенные и дымчатые. Женщинам зимнего типа стоит остановить свой выбор на ярких холодных цветах и контрастных сочетаниях.
Основное правило рекомендаций по выбору цвета гласит: «Каждый человек может носить все цвета — нужно лишь выбрать верные нюансы, оттенки».
Поэтому, когда вы слышите слова «мне не идет красный», будьте уверены, что человек просто пока не нашел своего оттенка. Ведь это непросто. Но, овладев искусством цвета, вы сможете производить на других людей потрясающее впечатление!

    Зима
    Весна
    Лето
    Осень

Несмотря на все вышесказанное, следует иметь в виду, что макияж, выполненный только в холодных тонах, будет смотреться воздушным, спокойным, как бы неживым. Создать равновесие помогут теплые тона, например, золотистые тени на внутренних уголках глаз. Макияж, выполненный только в теплых тонах, особенно если у вас орехово-карие глаза, будет выглядеть тяжелым, раздражающим. Добавьте чуть-чуть холодных оттенков, например, неяркий синий или холодный зеленый карандаш и тени на нижнем веке.
Чтобы определить свой тип, попробуйте сначала установить, к холодному или теплому цветовому типу вы относитесь. Подберите цветные платки холодного розового и теплого желтого тонов. Уберите косметику с лица, сядьте при дневном освещении у зеркала и поочередно подносите платки к лицу. Вы сразу почувствуете, какой цвет вам особенно подходит. С ним кожа кажется мягкой и нежной, губы натурально-розовыми, глаза приобретают блеск, круги под глазами становятся менее заметными, вы выглядите более яркой и эффектной. И наоборот, если цвета с вашей внешностью не гармонируют, они придадут коже сухой, бледно-серый, утомленный вид, глаза потускнеют. Если положительный эффект дает розовый платок, вы относитесь к холодному цветовому типу («зима» или «лето»), а если желтый – к теплому («весна» или «осень»).
Теперь, когда вы определили, с теплыми или холодными тонами гармонирует ваша кожа, нужно установить, к какому именно теплому («весна», «осень») или холодному («зима», «лето») цветовому типу вы относитесь. Если вы относитесь к холодному типу, то подносите по очереди к лицу платки пепельно-розового и ярко-розового цветов. Если вам подходит ярко-розовый платок, то вы – «зима», если пепельно-розовый, то вы «лето». А если к теплому, то прикладывайте к лицу платки солнечно-желтого и темно-желтого цветов. Солнечно-желтый платок подойдет «весне», а темно-желтый – «осени».
Типы колорита
Пожалуй, наиболее существенным дополненнием теории времен года является разделение всех типов внешности по колориту, т.е. по степени яркости, насыщенности и контрастности природных красок: цвета волос, глаз и кожи. Типов колорита тоже четыре: светлый, приглушённый, яркий и контрастный.
Светлый колорит. Все краски лица имеют слабую насыщенность. Как правило, это блондины со светлыми бровями и ресницами. Иногда альбиносы или те, у кого белая седина. Этим людям подходят нежные пастельные тона и их комбинации с цветами средней яркости.
Приглушённый колорит.  Характерны неяркие, «аристократические» краски: бледная кожа, цвет волос и глаз не светлый и не тёмный, скорее средней насыщенности. Приглушённый колорит встречается в каждом из четырёх сезонных типов, реже всего среди «зим». Этот тип необыкновенно украшают мягкие полутона, приглушённые оттенки в сочетании с более светлыми цветами или несколькими яркими акцентами. Не слишком хороши тёмные глубокие или кричащие цвета, а также сочетание белого с чёрным.
Яркий колорит. Название говорит само за себя – все краски внешности яркие и насыщенные: загорелая либо смуглая кожа, тёмные или эффектного цвета волосы, яркие глаза. К этому колориту можно отнести африканцев, мулатов, метисов, индийцев, латиноамериканцев и других представителей южных народов. Им больше всего к лицу чистые, интенсивные цвета, пёстрое, красочное многоцветье и самые смелые сочетания. Как правило, яркие «осени» и «зимы» и являются теми смешанными типами, которым одинаково идут и тёплые, и холодные цвета, особенно их сочетания.
Контрастный колорит. Этот тип предполагает светлотную контрастность в лице, например светлая кожа и чёрные волосы или тёмно-карие глаза и светло-золотистые волосы. Контрастный колорит можно найти в типах «весна» и «лето», однако наиболее распространён он в «зиме» и «осени». Тому, кто относится к контрастному колориту, прекрасно подходят сочетания светлого и тёмного; светлого и яркого; цветов средней насыщенности с более тёмными плюс яркое дополнение, цветовое пятно.
Людям, принадлежащим к яркому и контрастному типам колорита, следует избегать бледных, пастельных цветов и невыразительных сочетаний.
Зная свой «сезон» и тип колорита, несложно научиться подбирать цвета одежды и грамотно планировать гардероб. Например, «приглушённой осени» базой гардероба могут послужить цвета хаки, оливковый, терракотовый, светло-коричневый. Как дополнения и акценты хороши кирпичный, травянисто-зелёный, бирюзовый, персиковый, жёлтый. А «контрастной осени» лучше строить свою гамму на таких сочетаниях: коричневый с бледно-бирюзовым, багряный с цветом слоновой кости, керосиново-синий с кремовым и т. п.